Главная \ Для Вас, родители! \ Логопедическая страничка

Логопедическая страничка

 

logoped004 

logoped005

 Логопедические игры на кухне

Если ваш ребенок не знает, чем бы ему  заняться, а вы разрываетесь между желанием побыть с ним и необходимостью готовить ужин, предложите ему поиграть в игры на кухне.

 

1. Игры на обогащение словарного запаса.

«Давай искать на кухне слова». Попросите ребенка подумать и сказать, какие слова можно «вынуть» из борща? (свекла, капуста…) Из винегрета? Из холодильника? Плиты? Кухонного шкафа?

 

«Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова (например, называйте  только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз…).

 

«Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек  положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный…), а затем он называет, что это было (лимон).  

 

«Подбери слова». Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» (можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.).

 

«Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите  ему, зачем нужен половник, дуршлаг, терка, солонка… 

 

2. Игры на развитие грамматического строя.

 

«Приготовим  сок».  Из яблок сок…(яблочный), из моркови…(морковный) и т. п. Справились?

А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина)…

 

«Упрямые слова». Расскажите малышу, что на кухне есть «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, какао. Попросите его придумать с ними предложения и следите, чтобы он не изменял эти слова.

 

«Из двух – одно». Поучите малыша составлять из двух слов одно (кофе мелет - кофемолка, мясо рубит- мясорубка, сок выжимает- соковыжималка…).

 

«Где что спряталось?». Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку… Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене, стоит в холодильнике, лежит под шкафом, около стула?

 

 

Методические рекомендации 
родителям для домашних занятий с детьми 
при закреплении произносительных навыков


Исправление звуков проводится поэтапно:


1-й этап — подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап — постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап — автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап — дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.

Обращайте внимание на записи, которые пишет логопед, потренируйтесь в произношении речевого материала, если у ребенка возникают трудности в его усвоении.

Пожалуйста, не забывайте тетради дома в дни занятий.

По интересующим вас вопросам вы всегда можете получить консультацию логопеда.

Желаем успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!

10 простых способов от логопеда

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  •  Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 — 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»
  •  Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  •  Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т. д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  •  Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5–6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5–6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т. д.
  • · Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены. Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняется артикуляционная гимнастика сидя или стоя перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Можно выполнять артикуляционные упражнения под счет, с хлопками, под музыку. Далее предлагается минимальное, но вполне достаточное количество упражнений для развития движений артикуляционного аппарата, а также краткие методические указания к их выполнению.


Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

1.Упражнения для нижней челюсти:


Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.

Жевательные движения с сомкнутыми губами.

Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.

«ЗАБОРЧИК» — верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

2.Упражнения для губ:

«УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).

«ТРУБОЧКА» — вытягивание губ вперед.

Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».

3.Упражнения для языка:

(при выполнении следующих упражнений рот должен быть широко раскрыт, а нижняя челюсть неподвижна):

«БОЛТУШКА» — движения языком вперед-назад, проводя по верхней губе.

«ЧАСИКИ» — влево-вправо.

«КАЧЕЛИ» — вверх-вниз.

«ЛОШАДКА» — цоканье языком.

«ЛОПАТОЧКА» — широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ИГОЛОЧКА» — узкий, напряженный язык высунут вперед.

«ГРИБОК» — широкий плоский язык присасывается к твердому небу.

«ЧАШЕЧКА» — широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.

«КИСКА СЕРДИТСЯ» — выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» — покусывание кончика широкого языка, губы при этом в улыбке.

«ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх.